Воскресенье, 2024-Май-19, 0:17 AM
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
ЖуК Журналистский клуб

Главная » Статьи » Авторитетное мнение

Умирание ТЭФИ
В последние дни канал «Россия» стал ньюсмейкером №1. Сначала «Вести недели» сделали удивительное открытие: за 10 лет в Москве уничтожено 700 исторических зданий, музея Гоголя нет, столица управляется, как барская усадьба. Даже на святое замахнулись – оказывается, Церетели и Шилов отнюдь не великие художники современности. Еще зрители не успели переварить эти откровения, подтачивающие трон Лужкова, как пришла следующая новость: в телепроекте «Имя Россия» с большим отрывом лидирует Сталин, в 4 раза опередивший Пушкина.

Только взбаламученное медийное пространство чуть успокоилось, как снова грянул гром. ВГТРК дружной семьей (каналы «Россия», «Вести», «Спорт», «Культура», «Вести-24», «Бибигон») отказалась номинировать свои работы на телеконкурс и собирается выйти из состава учредителей ТЭФИ. Прогрессивная общественность заволновалась, завопила о гамбургском счете, который исчезнет вместе с Академией российского ТВ (АРТ). Можно себе представить, сколько раз перевернулся в гробу Виктор Шкловский, автор термина, примененного к сегодняшнему ТВ.

Попробуем, как любят говорить оба Владимира Владимировича (Путин и Познер), отделить мух от котлет. Что есть академия – машина для распределения премий или серьезный общественный институт? Первое без второго не может существовать. ТВ – искусство молодое, а в нашем варианте еще и подменяющее первую реальность. Без осмысления сложившегося волею истории и случая контекста нельзя идти вперед. Иначе рабы рейтинга всегда предпочтут гамбургский счет счету в Гамбурге (что, заметим, и происходит). В стране, где телеэпохи отсчитываются президентскими сроками, гамбургский счет – особая субстанция.

В его отсутствие единицей качества становится один Познер. Похоже, он уже навечно прикован цепями к «Золотому Орфею». Хотя рейтинг «Времен» невысок, а искусство балансировать на грани не является важнейшим из искусств. В творчестве, как и в любви, состоятельность нужно доказывать здесь и сейчас, а припорошенная нафталином стилистика «Времен» не меняется год от года. На мой взгляд, только в этом году В. П. честно заслужил ТЭФИ – за блистательно задуманный и виртуозно выполненный поистине авторский проект «Одноэтажная Америка».

Смазанность критериев, базирующаяся на корпоративной любви-ненависти, – одна из главных проблем ТЭФИ. Если вдруг голоса в жюри сравняются, как было в прошлом году при определении лучшего звукооператора, то смелое решение примет все тот же Познер – он тотчас отдаст приз своим одноканальцам. Как ему сходу удалось определить, что качество звука в шоу «Две звезды» лучше, чем в «Завещании Ленина» и «Борисе Годунове», трудно сказать. Зато ясно другое: горячее чувство патриотизма, даже корпоративного, нынче в большей цене, чем профессионализм.

Кульминацией ТЭФИ обычно назначается титаническая борьба между Екатериной Андреевой и Сергеем Брилевым. Иногда настает черед Петра Толстого, третьего не давно. Умение воспевать высокое начальство в доступной ему форме ценится очень высоко во времена управляемой демократии. Государственнический раж телепремии (награждаются в основном федеральные каналы, оплот Кремля) соседствует с копеечной псевдооппозиционностью протестного голосования (это когда победу одерживает «Основной инстинкт», снятый с эфира вместе с блистательной Сорокиной). И непонятно, что лучше – такая вязкая реальность или бунт конформистов, имевший место 4 года назад, когда некоторые проснувшиеся ото сна академики сделали попытку принять Декларацию о защите свободы слова. Мало того, что бумага отдавала графоманией общих мест, стертых слов, смутных мыслей. Она еще и равнялась росписи в конъюнктурной бездеятельности. Разве свобода слова оказалась в опасности только в 2004-м? Разве еще три года назад тэфиозный зал не пел в едином порыве: «Давайте-ка попробуем, хоть это и непросто, потянемся друг к другу – ведь мы одна семья. И, может быть, получится большое телевидение»? Тогда АРТ умудрилась не заметить исчезновение НТВ и ТВС – так при переезде на новую квартиру забывают в углу престарелого дедушку. Эту этическую особенность премии тонко уловил Евгений Гришковец: «Я никогда еще не видел на экране такого количества людей, изменивших себе». Не потому ли «Бронзовый Орфей» стыдливо прикрыл глаза?

У академиков глаза открыты, но зрение избирательное. Они много чего умудрились не заметить: превращение информационного вещания в паркетное, исчезновение политаналитики, разрушение дискуссионных форматов, воцарение таблоидной эстетики, вынужденный уход из профессии ее лучших представителей – от Елены Масюк до Леонида Парфенова. Да и в эстетическом плане ТЭФИ – зона сплошного парадокса. Любая премия призвана поощрять прорыв в неведомое, эксперимент, поиск. Ведь в творчестве (а ТЭФИ утверждает ТВ именно в статусе творчества) общий путь плох именно потому, что он общий. Однако если внимательно посмотреть на списки победителей, из года в год очевидна закономерность: академики всегда предпочитают новаторству традицию. Зато они не забывают себя. Высокий титул академика во всем мире, на который любит ссылаться Познер, требует известного самоограничения. На наших бессмертных это не распространяется. В персоналке «За личный вклад» они назначают в основном себя и только по кругу, совпадающему с формой Садового кольца. Бывают исключения – Ирену Лесневскую, которая не из обоймы, наградили, правда, в тот момент, когда она ушла с ТВ.

Одним словом, премии, как империи, рушатся тогда, когда их время вышло. Смерть ТЭФИ – не физический, а метафизический процесс, над которым не властны даже академики.

Источник: http://www.gazeta.ru/column/taroschina/2783156.shtml

Категория: Авторитетное мнение | Добавил: Дик (2008-Июл-16) | Автор: Слава Тарощина
Просмотров: 301 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Наши взгляды [7]
Наши авторы
Авторитетное мнение [203]
В. Панюшкин, В. Шендерович, Н. Геворкян, В. Киселев и другие
Под запись [25]
Интервью
Иностранная пресса [112]
Переводы иностранных публикаций
Наш опрос
Нужно ли регистрировать популярные сайты как СМИ?

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 19
Лента новостей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
Семь психопатов / 7-мь психов / Sev Американская Мэри / American Mary ( Невозможное / Lo imposible (2012) H Побочный эффект / Side Effects (201 Гамбит / Gambit (2012) HDRip Женщина / The Woman (2011) HDRip О чём молчат девушки (2013) CAMRip Дом терпимости / L'Apollonide Дом т Cirque du Soleil: Сказочный мир / C Смотритель /Vicevaerten (2012) DVDR Добро пожаловать в капкан / Welcome G.I. Joe: Бросок кобры 2 / G.I. Joe Обычный человек / A Common Man (201 Грязные игры / The Company You Keep Мама / Mama (2013) HDRip Паркер / Parker (2013) HDRip Прекрасные создания / Beautiful Cre Призраки в Коннектикуте 2: Тени про Зловещие мертвецы: Черная книга / E Одним меньше / Dead Man Down (2013) 42 / 42 (2013) HDRip Обливион / Oblivion (2013) HDRip Привет от Тима Бакли / Greetings fr Берлинское дело / The Berlin File ( Литвиненко Медведев Пономарев гоголь Луговой Немцов увольнения ИжАвто Ижевск кризис сокращения bbc Политковская Убийства журналистов Инциденты Венедиктов Леонтьев РТР-планета избиения журналистов выборы Российская газета Мирзоев НТВ Лошак Первый канал интернет Сочи отставки и назначения "Наши" "Новая газета" подкуп Дагестан Молдавия Морарь Наталья Морарь The New Times "Свободная республика" Махачкала пожар Медведев Д. А. акции протеста антифашисты The New York Times Пулитцеровская премия Пташкин Огонек Виктор Лошак ИД Коммерсантъ Путин В. В. Михеев Останкино дело ЮКОСа Минкин газеты Роднянский СТС Пол Хлебников закрытие изданий The Observer иностранная пресса обманы Россия и Грузия журналистские награды РЕН-ТВ Листьев суды РЕН ТВ 5 канал иски к редакциям Известия Наши Газета.ру Новая газета Познер КоммерсантЪ колесников
Copyright MyCorp © 2024