Министерство обороны нашло способ финансирования принадлежащей ему национальной телекомпанией (НТК) "Звезда". Как стало известно Ъ, владельцем блокирующего пакета акций телеканала станет АФК "Система". В числе акционеров "Звезды" уже есть структуры "Связьинвеста", и в ближайшее время к ним может присоединиться ряд крупнейших банков. В распространенном вчера официальном пресс-релизе медиагруппы "Звезда" (сюда входят телеканал, радиостанция "Звезда-FM" и интернет-портал) говорится о том, что Минобороны РФ в лице замминистра генерал-полковника Николая Панкова и президент АФК "Система" Александр Гончарук "заключили соглашение о сотрудничестве в области патриотического воспитания граждан России, социального обеспечения военнослужащих и развития медиагруппы 'Звезда'". Как стало известно Ъ, за этим соглашением стоит договоренность между Минобороны и "Системой" о приобретении последней 25% плюс одна акция НТК. Эту информацию, в частности, подтвердил гендиректор телеканала Сергей Савушкин. АФК "Система" – не первая компания, которая становится акционером "Звезды". В прошлом году 4% акций телеканала приобрели дочерние компании "Связьинвеста" "Волгателеком", "Сибирьтелеком" и "Дальсвязь". По словам представителей "Связьинвеста", сегодня структурам холдинга принадлежит 4,7% акций "Звезды". Кроме того, владелец канала ФГУП "Единые телерадиосистемы вооруженных сил РФ" планирует продать еще 19% его акций, оставив у себя 51%. "В настоящий момент есть договоренности, и уже ведутся переговоры с несколькими банками, работающими с государственными активами",– пояснил господин Савушкин. По оценкам экспертов, стоимость НТК "Звезда" составляет $30-40 млн. Таким образом, АФК "Система" может заплатить за блокпакет $10-15 млн. На вопрос Ъ, зачем Минобороны продает акции телеканала и не является ли причиной недостаток средств на его финансирование, Сергей Савушкин ответил: "Средств достаточно, не хватает партнеров по проекту. К тому же Минобороны изначально обещало, что в акционерном капитале 'Звезды' будут разные гражданские и коммерческие структуры и медиагруппа будет развиваться на рыночных условиях". Однако эксперты медиарынка уверены, что к продаже акций телеканала Минобороны вынудила необходимость привлечения дополнительного финансирования. Глава холдинга "Проф-Медиа" Рафаэль Акопов заявил Ъ, что, по его мнению, это означает "фактическую приватизацию 49% канала 'Звезда', что вполне логично для привлечения частных инвестиций в развивающийся канал". По мнению директора TNS Gallup Media по телеизмерениям Александра Костюка, инвестиции "Звезде" необходимы в первую очередь на развитие сети. "Сейчас их охват – 40-50% городского населения России,– говорит он.– Очевидно, что сейчас бессмысленно вкладывать серьезные деньги в развитие контента. Это станет целесообразным, когда уровень проникновения достигнет 50-60%". Сегодня, по данным TNS Gallup Media, доля аудитории "Звезды", вещающей с мая прошлого года, составляет менее 1% как в Москве, так и по стране в целом. Сейчас основные усилия телекомпании направлены на расширение региональной сети. На конкурсах, проводимых Федеральной конкурсной комиссией, "Звезда" во многом благодаря влиянию Минобороны неоднократно выигрывала частоты в регионах. По разным данным, у НТК "Звезда" несколько сотен партнеров-вещателей в разных регионах – эфирных и кабельных. В бизнес-плане "Звезды" расходы на 2006 год, по данным Ъ, планировались на уровне $60 млн. Сергей Савушкин подчеркнул, что эту сумму пришлось увеличить, поскольку новый оператор кабельных сетей столицы "Мостелесеть" почти вдвое увеличил расценки на вхождение в свою сеть – с $8 до $15 в месяц за абонента. Некоторые участники рынка полагают, что ни АФК "Система", ни "Связьинвест" не были инициаторами покупки акций телеканала. "Наша покупка акций 'Звезды' была инициативой государства как нашего основного акционера,– заявил вчера Ъ высокопоставленный сотрудник 'Связьинвеста'.– Вещательные мощности наших предприятий должны помочь доставить сигнал 'Звезды' в отдаленные регионы". В то же время эксперты отмечают, что инвестиции в телеканал в любом случае являются перспективными. "Даже если их 'попросили' купить эти акции, у 'Системы' есть свои амбиции на телерынке,– полагает господин Костюк.– Для них это профильный актив, поэтому это не похоже на субботник". А президент "СТС Медиа" Александр Роднянский отмечает, что в условиях быстрорастущего рынка любой телеканал – привлекательный актив. "Активов мало, особенно в открытом эфире",– говорит он. В то же время, отмечает один из инвестбанкиров, ценность телеканала зависит от того, как он управляется. "Поэтому, чтобы не потерять свои деньги, 'Система', имея блокирующий пакет, наверняка захочет влиять на управленческие решения",– полагает он. По материалам www.kommersant.ru
|