Интернет-телевидение,
которое еще совсем недавно было чем-то диковинным, начинает
превращаться в массовое явление. В некоторых странах аудитория
интернет-ТВ за последний год выросла вдвое. Потребителей привлекают
широкие возможности использования телевизионного контента, которые до
последнего времени были недоступны на традиционном телевидении.
Почувствовав эту тенденцию, крупнейшие рекламные и телевизионные
компании обращают все более пристальное внимание на этот весьма
перспективный рынок, что дает дополнительный стимул для его развития.
Ставки растут
На прошлой неделе один из крупнейших игроков
рынка онлайн-видео -- американская компания Maven Networks, клиентами
которой являются такие компании, как Fox News, 20th Century Fox, Sony
Pictures, Sony BMG и другие гиганты медиарынка, объявила о запуске
сразу двух проектов на рынке интернет-ТВ: о том, что будет регулярно
проводить специализированные конференции (Maven Internet TV Advertising
Forum), в которых будут принимать участие крупнейшие игроки
телевизионного и рекламного рынка, а также о создании собственного
сервиса (Maven Internet TV Advertising Platform) для размещения рекламы
в интернет-ТВ. Основной задачей форума, по словам руководства Maven
Networks, станет поиск и разработка тех способов размещения рекламы,
которые бы эффективно работали на онлайновом телевидении. Для этого
участники форума будут проводить совместные исследования и тесты
сетевых форматов рекламы. Особое внимание будет уделяться последним
техническим достижениям, которые упрощают трансляцию рекламы на
интернет-ТВ. В списке постоянных участников форума есть международное
рекламное агентство Ogilvy, онлайн-рекламные компании и агентства
DoubleClick, Digitas, 24/7 Real Media, крупнейший в мире разработчик ПО
-- корпорация Microsoft, телекомпании 4Kids TV, Fox Digital News,
сетевой путеводитель по телепередачам TV Guide, оператор видеосервисов
Scripps Network. В свою очередь, новый рекламный сервис позволит
клиентам Maven Networks использовать новые форматы рекламы для
трансляции на интернет-телевидении. Как заявляет компания, уникальность
сервиса заключается в том, что он может автоматически определять
оптимальное время для размещения рекламных роликов. А чтобы понять,
какое именно время является оптимальным, Maven Network будет регулярно
собирать информацию о зрителях онлайн-ТВ: как они ведут себя в сети,
какой тематики и продолжительности видеоконтент они предпочитают
смотреть. Партнером Maven Networks в этом проекте выступила Ogilvy. По
словам старшего сотрудника и исполнительного директора отдела цифровых
инноваций в Ogilvy Марии Мандель, "новый рекламный сервис на онлайновом
телевидении -- это именно то, о чем уже давно мечтают игроки рынка".
Хлебное место
Огромный интерес Maven Networks и ее партнеров
к интернет-ТВ объясняется стремительным ростом его аудитории. О бурном
росте потребителей сетевого ТВ свидетельствуют проведенные недавно
исследования американской компании The Conference Board совместно с
североамериканским офисом TNS и английской компании Continental
Research. Согласно исследованию The Conference Board и TNS, в третьем
квартале 2007 года аудитория интернет-ТВ в США удвоилась по сравнению с
тем же периодом прошлого года. The Conference Board и TNS опросили
около 10 тыс. американских семей и пришли к выводу, что 15,7% всего
населения США, пользующегося всемирной сетью, отдают предпочтение
просмотру телевизионных программ в режиме онлайн. Для сравнения: в
третьем квартале 2006 года эта категория телезрителей составляла 9,7%.
Американская вещательная корпорация ABC провела независимое
исследование рынка онлайн-ТВ и обнаружила, что 77% зрителей используют
этот вид телевидения для просмотра передач, которые они по каким-либо
причинам не смогли или не успели увидеть по обычному телевидению.
Западная Европа не отстает от США. По данным Continental Research, в
этом году количество британцев, которые смотрят телепрограммы через
сеть в прямом эфире, достигло 2,9 млн человек, а это 10% всех жителей
Великобритании, пользующихся всемирной паутиной. Continental Research
ожидает, что в 2008 году количество зрителей интернет-ТВ увеличится еще
на 2,4 млн человек.
Телевидение со всеми удобствами
Эксперты объясняют столь высокий интерес
потребителей к онлайн-телевидению целым рядом причин: это удобно, там
меньше (по крайней мере, пока) рекламы, понравившуюся передачу можно
скачать уже после просмотра. По данным The Conference Board и TNS,
60,3% населения США, пользующегося интернетом для просмотра
телепередач, в качестве основной причины называют удобство. Под
удобством понимается возможность просмотра через сеть любимых и/или
пропущенных передач. Аналитик Continental Research Джеймс Майринг
считает, что "интернет можно рассматривать как огромную телевизионную
библиотеку, где можно хранить старые ток-шоу и просматривать их в любое
время, вместо того чтобы записывать их на видеокассеты или DVD".
Сегодня в США количество зрителей, просматривающих пропущенные
телепередачи через сеть, составляет 42% всех зрителей онлайнового
телевидения, что на 12% больше, чем в прошлом году. Второй причиной
растущей популярности интернет-ТВ являются пока еще не частые рекламные
блоки. Именно на этот фактор ссылаются 35,7% зрителей онлайн-ТВ в США
-- практически столько же, сколько и в 2006 году. Действительно,
рекламы в онлайн-ТВ сейчас гораздо меньше, чем на обычном телевидении.
Максимум, чего можно ожидать в перерыве передачи или фильма,-- это
30-секундный рекламный ролик. За это время тот, кто не хочет смотреть
рекламу, не отходя от экрана, может, например, проверить свою
электронную почту. Еще одной причиной растущей популярности интернет-ТВ
является возможность скачивания понравившихся передач. По данным
Continental Research, в этом году 2,4 млн использовали интернет-ТВ в
том числе для загрузки передач -- в прошлом году таких было 1,3 млн
человек. Continental Research прогнозирует, что в 2008 году скачиванию
будут отдавать предпочтение уже 3,3 млн британцев. В США около 40%
пользователей интернет-ТВ скачивают телевизионный контент бесплатно.
Однако далеко не все программы выкладываются на сайты телекомпаний. В
США это в основном сериалы и ток-шоу. Остальные передачи, как правило,
доступны через подписку или в интернет-магазинах. В одном из них,
принадлежащем компании Apple, телепередачу можно приобрести всего за
$2, причем рекламы там не будет.
Кроме того, в росте популярности интернет-ТВ
играет большую роль фактор интереса к новым технологиям. 40%
пользователей интернета в Великобритании смотрят свои любимые передачи
через сеть, поскольку хотят опробовать новые информационные технологии.
Самой популярной среди них является система 4oD телекомпании Channel 4
-- ей пользуется 25% веб-аудитории. Затем следует система iPlayer,
разработанная для телекомпании BBC (16%). На третьем -- Sky Anytime
корпорации BSkyB (12%).
Впрочем, наблюдатели предупреждают, что рынку
интернет-ТВ еще придется побороться за свое место под солнцем.
Во-первых, список программ, которые доступны в сети, пока невелик.
Например, телеканалы предпочитают выкладывать на сайт лишь часть
сериалов. Более того, период их просмотра ограничивается несколькими
неделями. Это значит, что через две-три недели передача будет удалена
из архива или для просмотра нужно будет оформлять специальную подписку.
Кроме того, часть пользователей подчас бывает недовольна техническим
качеством предоставляемого контента -- 12% британской аудитории
интернет-ТВ считает, что качество изображения и звука в транслируемых
передачах могло бы быть и получше.
По материалам www.kommersant.ru
|