Первая
неделя предвыборных теледебатов в эфире "Первого канала", "России" и
"ТВ Центра" показала, что телезрителям они неинтересны. И хотя в прямом
эфире госканалов впервые за последние годы звучит резкая критика в
адрес Владимира Путина и "Единой России", рейтинги теледебатов заметно
уступают средним показателям остальных телепроектов.
Бесплатная телевизионная агитация партий,
допущенных до участия в выборах в Госдуму, началась в телеэфире с 6
ноября. С 7 до 8 утра теледебаты идут на "Первом канале" в рамках
"Доброго утра". В этом же интервале крутятся и бесплатные ролики
партий. На канале "Россия" сама дискуссия и небольшой блок роликов
выходят с 22.50 до 23.30. На "ТВ Центре" ролики идут утром с 8.30 до
8.50, а дискуссии ведутся в плавающее время в интервале с 17.30 до
18.00. Напомним, что время показа дебатов, установленное самими
госканалами, впервые в истории предвыборных кампаний не укладывается в
привычное понимание прайм-тайма (см. Ъ от 30 октября), когда у
телеэкранов собирается максимальное количество телезрителей. А
телевизионные рейтинги первой недели зафиксировали, что у аудитории
пока нет интереса к теледебатам.
Так, по предварительным данным TNS Gallup
Media, дебаты на "Первом" смотрит всего 16-20% доли аудитории
(количество зрителей от всех смотрящих телевизор в конкретном
промежутке) при рейтинге (количество человек от общего количества
населения) всего 1,5%. Эти цифры не только ниже среднесуточных
показателей самого канала, но и заметно меньше различных рубрик внутри
"Доброго утра", доли которого одни из самых высоких среди всех
существующих телепроектов.
К примеру, в первый день теледебатов 6 ноября в
Москве начиная с шести утра все рубрики "Доброго утра" собирали доли с
37% до 50%. А к началу дебатов, в 7.05, доля с 37,8% резко снижается до
19%, а после их окончания вырастает до 24% и потом снова набирает темп
до 30% и выше. По стране тенденция чуть лучше, но охлаждение зрителей к
дебатам тоже заметно: у семичасовых новостей в рамках "Доброго утра"
доля 37,8%, а к началу рубрики "Выборы-2007" она снизилась до 21,7%. А
9 ноября в утреннем эфире "Первого" дискуссия вообще не состоялась, и
вместо положенного часа в эфире канала около 30 минут крутились лишь
агитационные ролики партий. На вопрос Ъ, почему в пятницу на канале не
было дебатов, замгендиректора "Первого канала" Андрей Писарев,
отвечающий за освещение на канале предвыборной кампании, не ответил,
пояснив лишь, что "никаких нарушений не было и все время распределено
между партиями равномерно".
На канале "Россия", судя по рейтингам, дебаты
тоже не вызывают интереса у зрителей, хотя старт бесплатной агитации в
его эфире совпал со статусной, широко разрекламированной премьерой
госканала -- международным сериальным проектом "Война и мир". Дебаты
выходили сразу после него. Но российские зрители весьма прохладно
отнеслись и к самому сериалу: его средняя доля в Москве была всего на
уровне 16%, а по стране в целом и того ниже -- 11-12%. А показатели
дебатов были еще меньше. Доля зрителей в Москве, где раньше традиционно
проявляли больший интерес к политической жизни, оказалась совсем
маленькой: теледебаты на "России" в среднем смотрело всего 9-10%
столичной аудитории при рейтинге немногим выше 3%. По стране интерес
такой же невысокий. На "ТВ Центре", охват вещания которого несравнимо
меньше двух госканалов, дебаты пока смотрят вообще очень вяло: доля в
Москве составляет всего 3-5% при рейтинге меньше 1%.
Напомним, что в ходе предыдущей думской
избирательной кампании в 2003 году, когда предвыборные дебаты
действительно шли в прайм-тайм (с 18.30 до 21.00), показатели тоже были
невысоки, однако картина не была столь удручающей. Так, например, 10
ноября на "Первом канале" доля дебатов по стране вечером составила 22%
при рейтинге 7,1%. А на канале "Россия" 17,6% при рейтинге 6,3%.
На интерес зрителей сейчас не влияет даже
содержание дискуссий, хотя формат теледебатов впервые позволил
партийцам говорить о том, о чем в телеэфире, тем более государственном,
давно говорить запрещено. Самым ярким моментом первой недели,
безусловно, стало выступление одного из лидеров СПС Бориса Немцова,
оппонентами которого были представители КПРФ (Светлана Савицкая) и
"Справедливой России" (Сергей Миронов). В частности, господин Немцов
заявил, что СПС находится "в оппозиции курсу президента Путина на
узурпацию власти, на установление в стране культа личности", а также
выступает против "чудовищного произвола чиновников, гигантской
коррупции, грабежа регионов в пользу центра и нищенских пенсий".
Досталось от СПС и "Единой России", представителей которой Борис Немцов
из-за отказа от участия в теледебатах назвал "просто трусами". Вспомнил
он и экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского, недовольство которым, по
словам господина Немцова, у власти было связано в том числе и с тем,
что он финансировал оппозицию. А на вопрос Сергея Миронова, почему
господин Немцов считает, что в стране появился культ личности, один из
лидеров СПС ответил, что "такого количества лизоблюдов, лицемеров и
холуев, которые расплодились при Путине, я не видел в нашей стране
никогда": "Людей загоняют на митинги в поддержку Путина за деньги или
под угрозой уволить с работы, и всем этим заправляет администрация
президента". Поскольку на Москву на канале "Россия" идет реальный
прямой эфир, а ведущий Эрнест Мацкявичюс дает возможность высказаться
всем сторонам, никого не перебивая, то эта дискуссия получилась яркой и
динамичной. Однако и ее рейтинги также были очень невысокими: доля в
столице всего 8,6% при рейтинге около 3%.
Президент Национальной ассоциации
телерадиовещателей Эдуард Сагалаев в разговоре с Ъ заявил, что сами
теледебаты с точки зрения "телевизионной процедуры организованы
высокопрофессионально": "То, что сейчас делает в эфире Эрнест
Мацкявичюс, вызывает большое уважение. Максим Шевченко на 'Первом'
также работает корректно. На мой взгляд, причина низких рейтингов
теледебатов связана только с отсутствием политической интриги внутри
самой избирательной кампании".
По материалам www.kommersant.ru
|