Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные очередных опросов мнения россиян, которые иначе как загадочными не назовешь.
Во-первых, россияне, сообщает ВЦИОМ, на исходе третьей недели
избирательной кампании начали испытывать повышенный интерес к
теледебатам. А во-вторых, многие из этих россиян уверены, что смотрели
их с участием "Единой России". Которая, как известно, от публичной
дискуссии с оппонентами отказалась. Более того, именно партия власти,
по информации ВЦИОМ, и может быть признана победителем словесных дуэлей
по телевидению.
Ранее в СМИ высказывались претензии
к чистоплотности методов работы ВЦИОМ, в чей совет директоров входят
представители администрации президента. Они же являются главными
заказчиками - не только самих исследований, но и, как утверждалось, их
результатов.
- Опрос ФОМ
- Опрос "Левада-центра"
Опросы, как сообщается на сайте ВЦИОМ, проведены 10-11 и 17-18 ноября.
Опрашивалось каждый раз по 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46
областях, краях и республиках России. Россиян спрашивали, как они
оценивают теледебаты лидеров политических партий накануне выборов в
Госдуму.
Если по данным опроса 10-11 ноября партийные теледебаты не смотрели от
84% до 92% респондентов (в зависимости от партии, чей представитель
выступал на дебатах), то 17-18 ноября доля не видевших сократилась до
74-87%, сообщает ВЦИОМ. Одновременно увеличилась доля положительных
ответов - "видели дебаты": если прежде по основным партиям она
находилась в диапазоне 10-13%, то теперь - уже 10-20%.
Среди опрошенных больше всего тех, кто видел дебаты с участием ЛДПР
(доля зрителей возросла с 13% до 20%), КПРФ (с 12% до 15%) и
"Справедливой России" (10% до 15%). За выступлениями представителей СПС
и "Яблока" 17-18 ноября наблюдали по 10% опрошенных, "Патриотов России"
и "Гражданской силы" - по 9%. Меньше всего телезрителей у Партии
социальной справедливости, АПР и ДПР (по 6-8%).
При этом 8% опрошенных заявляют, что видели теледебаты с
участием "Единой России", которая от дискуссий с оппонентами в принципе
отказалась (неделей раньше их "видели" 13% респондентов).
Более того, победителем теледебатов может быть признана именно ведомая
Путиным партия власти, сообщает ВЦИОМ. Выступления её представителей
понравились 69% респондентов, указывающих, что видели эти дебаты.
На втором месте в рейтинге симпатий остаётся "Справедливая Россия"
(67%), вплотную к ней подошла АПР (60%), далее следует ЛДПР.
Выступления представителей других партий понравились менее чем половине
зрителей. По оценкам смотревших дебаты респондентов, хуже всего
выступили лидеры ДПР (19% положительных отзывов), "Яблока" (26%) и СПС
(28%).
В ходе последнего опроса ВЦИОМ выяснилось, что те, кто собирается пойти
на выборы в Госдуму 2 декабря, следят за теледебатами более
внимательно, чем те, кто не планирует участвовать в голосовании. Так,
видели дебаты представителей ЛДПР 22% потенциальных участников выборов
и только 13% потенциальных неучастников; КПРФ - соответственно - 17% и
9%, "Справедливой России" - 17% и 6%.
Респонденты, уже определившиеся, за какую партию они намерены
проголосовать, проявляют больше интереса к предвыборным дебатам, чем
затрудняющиеся ответить на вопрос о партийных предпочтениях. Так,
дебаты ЛДПР посмотрели 23% определившихся и 8% не определившихся; КПРФ
- 17% и 9%, "Справедливой России" - 17% и 8%, сообщает ВЦИОМ.
За вторую неделю дебатов существенно улучшила свои показатели ЛДПР
(рост доли симпатизирующих зрителей с 39% до 51%), ухудшили - СПС (с
52% до 28%) и "Гражданская сила" (с 61% до 41%). Отношение к дебатам
большинства остальных партий также ухудшилось. Исключение составляют
дискуссии АПР (её представителям на дебатах стабильно симпатизируют
59-60% зрителей) и КПРФ (46-47%).
Опрос ФОМ
Согласно последнему опросу, проведенному Фондом "Общественное мнение"
(ФОМ), только 32% опрошенных за три недели до выборов заявляют, что
следят за тем, как проходит избирательная кампания, в то время как 63%
вообще не интересуются ходом предвыборной гонки. ФОМ провел опрос
населения 10-11 ноября в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и
республик России. В результате было опрошено 1500 респондентов.
Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Среди планирующих принять участие в голосовании этот показатель
немногим выше 40%. Однако говорить об экстремально низком уровне
интереса к предвыборной кампании нет оснований: четырьмя годами ранее,
перед выборами 2003 года, этот же вопрос был задан ближе к дню
голосования – за две недели до него – и тогда 36% респондентов, по их
словам, следили за ходом кампании. А поскольку по мере приближения
выборов внимание к ним не повышаться не может (просто в силу роста
интенсивности агитации), следует полагать, что на этот раз накануне
выборов оно будет, во всяком случае, не ниже, чем в 2003 году,
сообщается на сайте ФОМ.
Кроме того, 33% респондентов не видят необходимости в предвыборной
агитации. Выборы, по мнению этих респондентов, можно проводить и без
агитации. Напротив, 43% россиян придерживаются противоположного мнения.
По мнению 42% опрошенных, предвыборная агитация помогает избирателям
"определить свое отношение к партиям и кандидатам в депутаты". В то
время, как 16% респондентов считают, что агитация скорее мешает им
сделать политический выбор, 23% россиян считают, что политическая
реклама совсем не влияет на отношение избирателей к претендентам на их
голоса.
Участников опроса попросили также указать партии, чья предвыборная
агитация произвела на них как благоприятное, так и неблагоприятное
впечатление. По доле позитивных откликов безусловное лидерство у
"Единой России" – 29%, агитацию КПРФ, ЛДПР и "эсеров" благосклонно
упомянули по 7% опрошенных. Что же касается партий, чья агитационная
продукция производит на респондентов негативное впечатление, то
лидерство среди них принадлежит ЛДПР (10%); чуть реже в этом контексте
упоминается предвыборная агитация КПРФ и "Яблока" (по 8%).
Опрос "Левада-центра"
Аналогичное исследование провел Аналитический Центр Юрия Левады
("Левада-Центр"). По его данным, выборы в Госдуму - это лишь имитация
борьбы, а распределение мест в парламенте зависит от воли властей,
считают 48% процентов граждан. В том, что будет происходить реальная
борьба за депутатские кресла, уверены только 34%. "Левада-Центр"
опросил 1600 респондентов в 45 регионах. Опрос проводился 9-13 ноября.
Статистическая погрешность не превышает 3%, сообщается на сайте "Левада-Центра".
Политические лидеры избирателям мало интересны. Не смотрели
предвыборных телевизионных дебатов 64% опрошенных, а 43% уверены, что
дебаты в принципе не могут оказать на них никакого воздействия при
выборе партии.
Россияне уверены, что свое мнение о выборах они сформировали
самостоятельно. СМИ "не оказали на меня никакого влияния", уверяли
социологов 20% респондентов. Еще 16% политические передачи не смотрят,
потому что выборами не интересуются, а 12% журналистам не верят. 10%
считают, что СМИ "только запутывают".
При этом 32% респондентов считают, что политическая реклама
оказывает на них слабое влияние, и лишь 19% уверены, что на них
предвыборная агитация оказывает весьма сильное воздействие.
42% респондентов считают, что предвыборные дебаты являются политическим
трюком, 40% - полагают, что политическая агитация – необходимый признак
демократических выборов. 36% уверены, что партии должны участвовать в
предвыборных дебатах; 44%, напротив, утверждают, что политические
дебаты – это пустая трата времени.
По материалам www.newsru.com
|