Медийное
сознание устроено примерно одинаково – что у противников нынешней
власти, что у ее убежденных союзников. Возникает тема, мы кидаемся
голодной сворой, сшибаемся лбами, искры из глаз, и – расползаемся в
стороны. Кто зализывать раны, кто грызть ухваченную кость, прижимая
добычу лапой и громко, жадно урча. Из-за чего сшибались, кто же
вспомнит; интерес к событию угас. Потом раны заживут, выбеленные кости
будут спрятаны в конуру, и мы заляжем на пороге в ожидании нового
вброса. Говорят Черкесов написал… не-а, не катит. А вот Зубкова назвали
Пиписькиным. Да ладно, тоже мне сюжет… Арест Ходорковского,
разгром его бизнеса и поломанные судьбы полутора десятка связанных с
ним людей сначала вызвали огромный резонанс. Долгую, жестокую
дискуссию. Казалось, лава не застынет никогда. Однако же – вполне себе
застыла. Новость лишилась свежести, приевшаяся драма стала подобием
нормы, а норма никому не интересна. Ни врагам, ни друзьям. Время
от времени Ходорковский продолжает писать на волю открытые письма. Их
вывешивают на сайтах – например, на сайте «Эха Москвы», но масштабной
дискуссии нет и не будет. В отличие от конъюнктурных (при всей их
важности) посланий, которые были напечатаны «Ведомостями» и
дебатировались напропалую, эти выплески далеких размышлений слишком
философские, слишком человеческие, чтобы взволновать ангажированную
аудиторию. Попробуем нарушить нехорошую традицию. Но сначала –
необходимая оговорка. Ходорковский не был героем моего романа. В
90-е годы он, равно как многие в его ближайшем окружении, делал много
такого, что мне было и будет чуждым всегда. Среди прочего – как все
олигархи – способствовал развращению судебной системы. И разложению
журналистики как независимой профессии. (О чем в «ЕЖ» когда-то
состоялась знаменательная переписка плативших и получавших деньги в
менатеповско-юкосовской кассе. При всей разнице позиций и те, и другие
с одинаковым простодушием констатировали: брали все, а что же тут
такого? Не все, господа. Не все. Я лично не брал. И никто вокруг меня
не брал – тоже.) Но! Но при этом сначала прагматично и рационально, а
потом, видимо, и нутром Ходорковский понял: дальнейший путь в заданном
направлении невозможен. Исчерпан навсегда. Начал разворачивать свой
бизнес, свою позицию. И, кажется, самого себя. А момент личного
разворота – дорогого стоит. Гораздо дороже, чем стоил весь не
разграбленный ЮКОС. Во время разворота его мотало из стороны в
сторону? Ну конечно же мотало. Попробуйте на полной скорости вывернуть
руль. Заносило? Еще бы. Но была предпринята попытка выскочить за пределы наработанного опыта.
Выглянуть из отстроенного и бронированного мира – в не обустроенную
реальность. И тут неизбежно возникает чувство, которое куда важней
согласия: уважение. Не к силе, не к власти, не к финансовым
возможностям, по определению внешним. Что тут, собственно, уважать? А
уважение к человеку как таковому. А дальше началась тюремная
история. Которая, особенно в России, лишает сразу всего – и ставит
личность перед выбором: сломаться или состояться, осуществиться,
раскрыться до конца. То, что Ходорковский писал и печатал во время
суда, было двойственно; нельзя было сказать заранее, выдержит он
давление обстоятельств или будет погребен под ними. Там было сразу все:
и попытка подняться над своими вчерашними взглядами; и сегодняшняя
надежда, что все же проскочим; и мучительное самооправдание вперемешку
с самоосуждением. То, что мне приходится читать сегодня, говорит о
движении не застывшей мысли. О продолжении поиска. А значит, о
возрастающем шансе саморазвития – вопреки положению вещей. Текст,
размещенный на «Эхе Москвы», посвящен морали как естественной основе
демократии. Ходорковский наконец нащупал главное противоречие
отечественной либеральной мысли — либеральные ценности лежат в области
веры (хотя бы в то, что каждый рожден для свободы), а наши либералы в
массе своей люди неверующие. Не в смысле религиозном: тут никому свою
веру не навяжешь; а в том смысле, что по-прежнему полагают: миром
движут внешние закономерности, объективные условия, над которыми
надстроены изменчивые правила «игры». Демократические институты во
многом потому и оказались слабыми, что «…только повернув общественное
сознание от оправдания «вульгарного прагматизма», только убедив людей,
что они, в глубине души, не просто хотят жить по совести, а не могут
быть счастливы, живя по-другому, возможно заложить тот фундамент, на
котором вырастет демократическое правовое государство, наша Россия».Цена,
которую Ходорковскому пришлось заплатить за это понимание, непомерно
высока. Но, кажется, он готов ее платить; 25 октября исполнится 4 года
со дня ареста. Как можно его за это не уважать?
Источник: http://ej.ru/?a=note&id=7472 |