Премьера ток-шоу Светланы Сорокиной «Белым по-черному» прошла на
канале «Россия». Том самом, который она покинула ровно десять лет
назад, когда глава ВГТРК Николай Сванидзе отстранил С. С. от «Вестей» в
связи с очередным изменением концепции. Забавно вспоминать, сколько
шуму наделала отставка: аналитики величали любимицу миллионов «гарантом
стабильности», Доренко разразился гневным сюжетом во «Времени», Киселев
в спецвыпуске «Итогов» умолял Светлану перейти на НТВ. А два года
назад, когда и гаранты, и времена стали другими, ее «Основной инстинкт»
уплыл в небытие тихо-тихо, будто и не было.
И вот – новая проба
пера. Ток-шоу «Белым по-черному» рассказывает о сильных людях, готовых
помочь ближнему. Все мило, симпатично, светлые сюжеты и лица:
сотрудники «Невского экспресса» (спасли пассажиров во время крушения
поезда); Фарида из Казани (помогает бомжам); отец Виктор (усыновил
новорожденного, найденного в мусорном баке). Ведущая Сорокина точна,
профессиональна, в глазах – живой, а не отрепетированный интерес к
собеседникам; интонация сочувственная, но без назойливого привкуса
«отвсейдушистости». Впрочем, на меня программа навеяла мысли, далекие
от благотворительности.
У нас мало на ТВ людей, которые сами по
себе уже готовые форматы. С. С. в этом кратком перечне занимает одно из
первых мест. Она зрелая личность, позволяет себе роскошь самостоянья,
ее общественный темперамент и политические взгляды хорошо известны
зрителям. И вот этот формат берется (оставим в стороне ее личные
мотивы) и ломается через колено. С. С. уминают под стандарты
социального шоу, где по определению невозможны победы. Тут что
талантливый Доренко с его программой «Характеры», что хорошенькая
Бордовских со своими «Короткими встречами» – все равны перед законами
жанра – вылетают из эфира максимум через полгода.
Хорошие люди – плохой материал для шоу.
Это тема качественной документалистики, но не постановочных спектаклей,
где сюжеты теснят друг друга, ведущий зажат регламентом, а герои хороши
еще и тем, что не склонны повествовать о личных подвигах.
Метаморфозы,
подобные сорокинским, проходят по законам глянца, чья экспансия успешно
продолжается на ТВ. Теперь уже не только рейтинговые телепрограммы
ранга «Модный приговор» и «Снимите это немедленно» уверены: стоит
сменить имидж, как меняется сам человек. Достаточно Волочкову водрузить
на коньки, Собчак – на канат, Жириновского определить в вокал, а Лолите
придать спортивное снаряжение, как они тотчас становятся звездами льда,
цирка, эстрады, спорта в специально приспособленных для чуда
преображения передачах. По той же логике достаточно Сорокину переодеть
в немаркий костюмчик, снабдить оптимистической улыбкой, вручить ей
безопасную тему, как она начнет вещать ласково и проникновенно, словно
Валентина Пиманова.
Конечно, история современного ТВ и до
«Модного приговора» видывала всякие превращения. Взять того же Дмитрия
Киселева. В перестроечные времена начинал, как ярый прогрессист, его
ток-шоу «Национальный интерес» было действительно одним из самых мощных
и острых, даже пассионарнейшую Евгению Альбац – и ту не боялся звать в
эфир. Но время шло и старилось, как сказал поэт. Д. К. стал
перемещаться с канала на канал, затем и вовсе укатил работать на
Украину. А вернулся уже совсем другим человеком. Похудел, обзавелся
благородной сединой, дорогими костюмами и новыми убеждениями,
противоположными прежним. Теперь важно восседает в «Вестях» рядом с
красавицей Марией Ситель, а по субботам ведет все тот же по форме, но
решительно другой по содержанию «Национальный интерес» на главном
государственном канале.
Сейчас, однако, речь не о смене идеологии (это у нас едва ли не
каждый уважаемый ведущий меняет каждые президентские и парламентские
выборы), а о корректировке имиджа.
Тут глянец незаменим. Его основные приемы не так давно взял на
вооружение Владимир Познер. С тщанием искусного визажиста он гримирует
свои «Времена». Роль актуального макияжа играют прощальные монологи. И
дело даже не в том, что они с каждым разом все более отдалены от
предмета повествования (хотя и это, заметим, странно – законы
композиции никто еще не отменял). Невнятность «прощалок» отражает
внутренние противоречия автора. Поэтому последний выпуск «Времен»
посвящен международным делам, а финал – «прямой линии» президента. И
ладно бы хоть какая-нибудь дельная мысль высказывалась в означенных
«прощалках», а то ведь одно общее место. Похоже, что и Познер это
понимает. Он смущен, иногда даже впадает в косноязычие, чего прежде
никогда не случалось. Еще бы! Попробуйте сами голосом первооткрывателя
истины произнести в финале нечто, вроде нижеследущего: народ активно
задает вопросы – это хорошо, но он ждет ответов только от одного
человека – это плохо.
Слабовато получается. Так бывает всегда, когда хочется
одновременно и на Первом канале работать, и не потерять репутацию
либерала-западника.
А вот Александр Проханов и не думает меняться. Он незыблем, как его
излюбленный имперский контекст. Сегодня вчерашний маргинал – самый
желанный гость всех без исключения политических и прочих ток-шоу;
программу «К барьеру!» и вовсе уже пора переименовывать в
«Проханов-шоу», по имени вечного главного героя. Мудрый инженер
человеческих душ, в том числе и кремлевских, знает: можно нести любую
чушь, можно даже конституцию назвать «ублюдочной». Главное – не
забывать денно и нощно призывать Владимира Путина пойти на третий срок,
ибо, цитирую, он – наш «духовный лидер», «святой», «чудо русской
цивилизации». И вообще, зачем, спрашивается, менять что-либо сегодня,
если «Россия всегда жила небесным, грядущим»? Ведь вся наша надежда
последние лет триста – на небесное и грядущее.
Источник: http://gazeta.ru/comments/2007/10/26_a_2267225.shtml |