Ничто так не поддерживает вечную любовь россиян к национальному блюду
под названием «каша в голове», как телевидение. На минувшей неделе
главным объектом, способствующим раздвоению сознания, служили США и
Запад.
Неравным боем с Америкой, который давно и упорно ведет
Михаил Леонтьев при поддержке спецназа политологов, от Сергея Маркова
до Сергея Кургиняна, зрителей не удивишь. Барабанная риторика холодной
войны стала столь же привычной уху, как и русский мат. Мастера жанра
способны углядеть американский след в самых неожиданных местах.
Обсуждается, скажем, в программе «Судите сами» тема: «Не является ли
смерть Бадри Патрикацишвили политическим убийством?». Наши ястребы с
примкнувшим к ним отважным ньюсмейкером Луговым склонны сразу убрать
знак вопроса, а Марков прямо говорит – «убийство». (Кстати, никто из
них в день смерти не сказал ни одного слова, подобающего печальному
событию. Тихое напоминание главного редактора «Коммерсанта» Андрея
Васильева о том, что покойника еще не похоронили, потонуло в море
возбужденных обвинительных воплей). Сначала ястребы покружили вокруг
Саакашвили, а потом с роковой неизбежность склонились к выводу: без,
цитирую, «американских товарищей» тут не обошлось.
Только стали
успокаиваться по поводу Бадри, как грянула независимость Косова, и
тотчас вслед за этим в цикле «Специальный корреспондент» городу и миру
была явлена авторская программа Константина Семина «Империя добра». Он
сразу поставил вопрос ребром: как и когда крупнейшая демократия, то
есть США, стала перерождаться в империю? Новобранец передачи особой
стратегической важности оказался слабой тенью старшего коллеги Аркадия
Мамонтова. Тот свои полотна рисует уверенными мазками большого
художника, а Семин пока только нащупывает персональную стезю в
искусстве обличения. Его сочинение – микс из старой хроники, клочков
интервью, обрывков цитат из консерваторов и евангелистов, писателей и
сотрудников ЦРУ столетней давности, политиков и лоббистов, а также
отдельно взятого бывшего сотрудника ЦК КПСС Валентина Фалина. Основной
обвинительный пафос Семина сосредоточен на мысли: «Американская империя
открыто и без стеснения назвала себя империей». Жаль, что
спецкорреспондент плохо знаком с продукцией родного канала. Напомним
Семину последний выпуск программы «Национальный интерес»; там данное
слово звучало совсем в ином, сугубо положительном контексте: «Россию
может скрепить гражданско-имперское измерение» (Мигранян); в России
может быть только «по-настоящему имперское сознание, а другого сознания
в России быть не может» (отец Тихон); «Огромная многонациональная
страна не может не быть империей. Для нас это способ существования в
мировом пространстве» (Нарочницкая).
Как же бедным зрителям
разобраться с империями и врагами? Особенно тем из них, кто посмотрел
первые две серии нового 16-серийного проекта «Одноэтажная Америка»?
Мало того, что Познер с Ургантом решили отправиться по стопам Ильфа и
Петрова, предпринявших свое путешествие в 1935-м. Так они еще и фильм
сделали чудесный, теплый, лиричный. Такого Познера, который столь
пронзительно расказывал о своем Нью-Йорке (он здесь жил до пятнадцати
лет), весело общался с незнакомыми и знакомыми людьми, пел, танцевал,
летал на вертолете, одним словом, щедро делился с Ургантом и всеми нами
любимой страной, мы еще никогда не видели. Фильм сделан блистательно, в
ритме джазовой импровизации. Сегодня он воспринимается не только как
большая творческая удача, но и поступок авторов в компании Первого
канала, позволивших себе признаться в любви к стране, которую теперь
принято публично (в том числе и на Первом) ненавидеть.
Еще одну
загадку загадал зрителям праздничный концерт к 15-летию Газпрома.
Десятилетиями на подобных мероприятиях девушки трясли кокошниками,
Кобзон пел что-то державное, а цельнометаллическая Моргунова в своем
конферансе уверенно вела страну к светлому будущему. Теперь вместо
Моргуновой Яна Чурикова с Гариком Мартиросяном (голоса звенят от
фальши, оптимистические советские штампы, повествующие о тех, кто «кует
энергетическую безопасность страны», даются с трудом), вместо Кобзона –
группа «Deep Purple», вместо кокошников – Тина Тернер. В первом ряду
сидят Путин с Медведевым и радостно аплодируют западным ценностям. А в
светлый День чекиста гости того же Кремлевского дворца горячо
приветствовали группу «Scorpions». Больше всего тогда любителям
хард-рока с Лубянки понравилась завершившая концерт композиция «Ветер
перемен», знак и символ обновленной России образца 91-го.
Вообщем,
простых зрителей, воспринимающих ТВ как истину в последней инстанции,
окончательно запутали хитросплетения любви и ненависти к Америке. Ясно
только одно: не все империи, как и рекламные йогурты, одинаково полезны.
Источник: http://www.gazeta.ru/column/taroschina/2642352.shtml |