Понедельник, 2025-Фев-03, 5:46 PM
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
ЖуК Журналистский клуб

Главная » Статьи » Авторитетное мнение

Презумпция виновности
Бог любит троицу – говорят в народе. После новогодних праздников оживилась политическая жизнь, и я собирался на этот раз покопаться в ее хитросплетениях, но опять – в третий раз подряд – решил написать о том, что происходит на наших дорогах.

Подвигла меня к этому совершенно потрясающая статья, на которую я давеча наткнулся в свежем номере журнала «Коммерсантъ ВЛАСТЬ». Это репортаж о том, как на трассе Москва – Минск в Ярцевском и Сафоновском районах Смоленской области местные гаишники несут службу в пешем строю.
Именно так: без машины, пешком, на попутках они добираются сначала до милицейского райотдела, получают там оружие, потом – на попутках же – приезжают на пост ДПС, проходят там инструктаж, а потом возвращаются на свой участок трассы и осуществляют там пешее патрулирование. По окончании смены таким же порядком тащатся обратно сдавать автомат, наматывая за день десятки километров. А еще гаишников заставляют в свободное от работы время мотаться на стадион в селе Жуково – куда некоторым из них добираться километров сто в один конец – заниматься физподготовкой.

Само же «пешее патрулирование» выглядит примерно так: нарушители, видя, что инспектор ДПС «безлошадный», проносятся мимо, не реагируя ни на какие взмахи жезлом, особенно когда темнеет, да и сами гаишники перестают на них реагировать. Говорят, смысла нет: передать сообщение на пост часто невозможно – в низинах рация не работает, а там, где работает, достает максимум на пять километров, пост же часто находится гораздо дальше.
Если вдруг все-таки удается кого-то поймать, то протокол приходится составлять на лавочке на автобусной остановке под язвительные комментарии местных бабулек. Как сообщить пешему постовому, что где-то поблизости случилось ДТП – непонятно. Как ему выехать на место происшествия, если сигнал к нему все же поступил – непонятно вдвойне. Разве что опять на попутке.

Собственно говоря, все так и задумано местным начальством. Потому что в конце репортажа выясняется, что пешее патрулирование, помноженное на измывательство под видом физкультуры, введено по единственной причине: командиру батальона ДПС не понравилось, что в его рядах завелись члены независимого профсоюза сотрудников милиции. Этот профсоюз, понятное дело, начальство не признает, считает, что в милиции никаких профсоюзов вообще быть не должно.

Откровенно говоря, меня не настолько заботит судьба профсоюзного движения сотрудников органов внутренних дел, чтобы продолжать разговор на эту тему. (Хотя я уверен, что по-настоящему сильные независимые профсоюзы нужны и в милиции, и не только в милиции, а например, в тех СМИ, где, с точки зрения цивилизованных представлений о трудовом законодательстве, творится полный беспредел).

Мне любопытно другое: смоленские гаишники гораздо больше возмущаются тем, что им приходится ездить в нерабочее время за тридевять земель на стадион, нежели тем, что их заставляют заниматься откровенно бессмысленным делом – пешим патрулированием.

На самом же деле вся история – памятник милицейскому и не только милицейскому идиотизму. Не побоюсь некоторого пафоса и скажу больше: наша система милицейского контроля за дорожным движением, как бы она ни называлась – ОРУД, ГАИ, ГИБДД или ДПС – это самый большой и самый стойкий (не чета «Железному Феликсу») памятник нашему тоталитарному прошлому, которое продолжает мирно жить в настоящем.

Для меня лично демократия в нашей стране победит окончательно тогда, когда с наших улиц и наших дорог исчезнут постовые гаишники и радикально сократится количество патрульных машин И, пожалуйста, уважаемые ревнители порядка, не спешите хвататься за сердце, писать гневные отповеди. Ведь у вас нет статистики, которая продемонстрировала бы, как повлияет на безопасность движения, на количество угонов автотранспорта, на число погибших и раненых в ДТП полное исчезновение сотрудников автоинспекции с обочин российских дорог. Такой статистики не может быть вообще, потому что такого никогда не было. А вот весь мир только так и живет.

Я люблю путешествовать на автомобиле. Например, по Америке за свою жизнь проехал не одну тысячу километров. В последний раз – осенью прошлого года. Исколесил всю Новую Англию (это шесть штатов на северо-востоке США, откуда начиналась Америка) и проехал пол-Калифорнии, от мексиканской границы до Сан-Франциско. Так вот, я нигде ни разу не видел дорожного полицейского, который вел бы «пешее патрулирование». Это не потому, что мне так повезло. Их в принципе не существует.

Правда, один раз меня остановил полицейский, который тихо пристроился ко мне сзади на патрульной машине и вдруг напугал меня, громко включив сирену и разноцветные мигалки: оказалось, я проглядел красный шестиугольный знак «STOP», что немудрено – в Америке его иногда устанавливают там, где у нас это совершенно не принято, прямо на широченной главной дороге перед пересечением с какой-нибудь маленькой-премаленькой боковой улочкой.

Я честно признал свою вину, объяснил причину нарушения, ответил еще на несколько вопросов полицейского, который мгновенно профессионально заинтересовался отличиями нашей системы дорожного движения от американской, и был отпущен с пожеланием быть повнимательнее. Все было очень серьезно, строго, но одновременно вежливо и доброжелательно.

Мне наверняка сразу же возразят, причем возразят убежденные западники: ой, Евгений Алексеевич, в Америке всякие полицейские попадаются!

Действительно, один мой знакомый, который был в США практически в одно время со мной, рассказывал, как его остановили за превышение скорости, и как полицейский стал «наезжать» на него за то, что в США русские водительские права недействительны (что абсолютная неправда). В ответ скажу: у нас тоже иногда доброжелательные и вежливые гаишники попадаются.

Но и в том, и в другом случае это не правило, а исключение.

Хорошо, если Америка вам не указ, если вы ее так не любите и особенно терпеть не можете, когда вам всякие умники вроде меня американским опытом в нос тычут, обращусь к другим примерам. К европейским порядкам, например. По Европе я тоже поездил – и в Англии, и во Франции, и в Германии, и в Италии, и в Испании, и в Швейцарии. Постовых с жезлами на обочинах дорог там тоже нет нигде – ни в городах, ни на трассах между ними. Они остались в прошлом веке. Более того, в Европе нигде нет даже стеклянных будок – стационарных полицейских постов. Н-и-г-д-е.

На старом континенте порядки на дорогах вообще гораздо либеральнее, чем в Америке: меньше ограничений, особенно по скорости, даже патрульных машин почти не видно. И уж совсем удивительно, что такие либеральные порядки царят на дорогах Израиля! Казалось бы, страна который десяток живет фактически на военном положении (кстати, на въездах и выездах из Палестинской автономии есть блокпосты), но на всех остальных дорогах – ни постовых, ни будок, ни патрульных машин, припаркованных где-нибудь под кустом, чтобы исподтишка мерить скорость. Зато, когда мы с женой однажды ночью остановились на обочине шоссе между Хайфой и Тель-Авивом – показалось, что-то в автомобиле что-то барахлит, полицейская патрульная машина материализовалась немедленно: что случилось? Все ли в порядке?

Мне опять могут справедливо возразить: за границей дороги гораздо лучше, а значит, намного безопаснее. И это правда. На Западе водители во сто крат законопослушнее и пунктуально выполняют все требования правил дорожного движения. И это тоже правда. На Западе водители сами звонят в полицию, если на дороге кто-то грубо нарушает правила, а у нас водители, проехав мимо притаившейся за поворотом машины ДПС, фарами сигналят встречным автомобилям: засада! У них все пристегиваются, а у нас – если едешь пристегнутый, да еще в правом ряду, да и еще со скоростью 60 км/час, то считай, что ты первый кандидат на то, чтобы тебя остановили, с пристрастием проверили документы да еще в трубку заставили дуть: не пьяный ли?

Это я не сам придумал – это мне объяснил однажды тормознувший меня гаишник, которого я спросил, по какому принципу они людей останавливают для проверки документов.

«Не хочешь лишний проблем, – сказал он, – становись в левый ряд, даже если правые свободны, и пили себе с небольшим превышением, и пристегиваться лучше не надо. Таких мы редко тормозим – только время терять. Остановишь, а у него «спецталон» или еще какой документ, по которому он ездит, как хочет».

И вот-то я подхожу к самому главному. Почему на Западе все иначе? Потому что там люди живут в условиях победившей презумпции невиновности. Поэтому государство вообще и дорожная полиция, в частности, видят в участниках дорожного движения априори законопослушных граждан. Поэтому там никому не приходит в голову устраивать тотальные облавы и проверки на дорогах.

Россия же, увы, страна, где – что бы ни было написано в Конституции – в умах правоохранителей по-прежнему живет и побеждает презумпция виновности любого гражданина. Поэтому у нас всякий, кто садится за руль – потенциальный нарушитель. Всякий, кто поздно вечером выезжает из города в сторону области – потенциальный угонщик. Всякий, кто едет, строго соблюдая правила, скорее всего, пьяница за рулем, пытающийся усыпить бдительность доблестных сотрудников ГИБДД.

И так далее: всякий, кто хорошо, зажиточно живет, наверняка вор или злостный неплательщик налогов. Всякий, кто построил крупный бизнес – расхититель собственности в особо крупных размерах, которого можно обвинить по любой статье УК.

Всякий, кто общается с иностранцами – шпион. Всякий, кто призывает внедрять в нашу жизнь все хорошее, что есть других странах – изменник Родине. Всякий, кто критикует мэра, губернатора, правительство, президента – враг государства.
Тут же не до жалоб на гаишников.

Источник: http://www.gazeta.ru/column/kiselev/1288492.shtml

Категория: Авторитетное мнение | Добавил: sibjourn (2007-Янв-24) | Автор: Евгений Киселев
Просмотров: 330 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Наши взгляды [7]
Наши авторы
Авторитетное мнение [203]
В. Панюшкин, В. Шендерович, Н. Геворкян, В. Киселев и другие
Под запись [25]
Интервью
Иностранная пресса [112]
Переводы иностранных публикаций
Наш опрос
Нужно ли регистрировать популярные сайты как СМИ?

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 19
Лента новостей
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Облако тегов
Семь психопатов / 7-мь психов / Sev Американская Мэри / American Mary ( Невозможное / Lo imposible (2012) H Побочный эффект / Side Effects (201 Гамбит / Gambit (2012) HDRip Женщина / The Woman (2011) HDRip О чём молчат девушки (2013) CAMRip Дом терпимости / L'Apollonide Дом т Cirque du Soleil: Сказочный мир / C Смотритель /Vicevaerten (2012) DVDR Добро пожаловать в капкан / Welcome G.I. Joe: Бросок кобры 2 / G.I. Joe Обычный человек / A Common Man (201 Грязные игры / The Company You Keep Мама / Mama (2013) HDRip Паркер / Parker (2013) HDRip Прекрасные создания / Beautiful Cre Призраки в Коннектикуте 2: Тени про Зловещие мертвецы: Черная книга / E Одним меньше / Dead Man Down (2013) 42 / 42 (2013) HDRip Обливион / Oblivion (2013) HDRip Привет от Тима Бакли / Greetings fr Берлинское дело / The Berlin File ( Литвиненко Медведев Пономарев гоголь Луговой Немцов увольнения ИжАвто Ижевск кризис сокращения bbc Политковская Убийства журналистов Инциденты Венедиктов Леонтьев РТР-планета избиения журналистов выборы Российская газета Мирзоев НТВ Лошак Первый канал интернет Сочи отставки и назначения "Наши" "Новая газета" подкуп Дагестан Молдавия Морарь Наталья Морарь The New Times "Свободная республика" Махачкала пожар Медведев Д. А. акции протеста антифашисты The New York Times Пулитцеровская премия Пташкин Огонек Виктор Лошак ИД Коммерсантъ Путин В. В. Михеев Останкино дело ЮКОСа Минкин газеты Роднянский СТС Пол Хлебников закрытие изданий The Observer иностранная пресса обманы Россия и Грузия журналистские награды РЕН-ТВ Листьев суды РЕН ТВ 5 канал иски к редакциям Известия Наши Газета.ру Новая газета Познер КоммерсантЪ колесников
Copyright MyCorp © 2025