Россия - новое прочтение 'Ревизора' ("The International Herald Tribune", США)
Я люблю читать книги писателя двадцатого века Владимира Набокова
- его персонажи, западные индивидуалисты, показали русским людям, как
жить свободно и современно. Иногда, впрочем, поневоле приходится
обращаться к писателю века девятнадцатого - Николаю Гоголю, который в своих произведениях обличал отсталость России.
Гоголь был гением, показавшим Россию как она есть - страной иллюзий и
голого воображения; страной, где восприятие ценится больше фактов; где
чиновничество коррумпировано, а притесняемый народ живет имперской
иллюзией.
В гоголевской России - а сегодня это, к сожалению, Россия Владимира Путина
- на нужды личности никто не обращает внимания, в то время как нужды
государства всячески преувеличиваются. В этих условиях все обречены на
жизнь между обманом и кражей, и они живут, утешая себя тем, что, пусть
в их стране нет справедливости - но это, по крайней мере, великая
страна.
Россия до сих пор остается такой, какой ее описал Гоголь. Единственная
разница заключается в том, что в сегодняшней России коррумпированные
крючкотворы стали хозяевами положения. Мелкий клерк Хлестаков из самой
известной гоголевской пьесы, 'Ревизора', возродился в образе Владимира
Путина, бывшего мелкого клерка КГБ. По случайному совпадению, повторяя
историю Хлестакова, судьба вынесла третьеразрядного бюрократа на
невообразимые вершины власти.
Как и во времена Гоголя, по Санкт-Петербургу и Москве
шныряют десятки тысяч чиновников, притворяющихся, что вершат большие
государственные дела, а на самом деле просто занимающихся созданием
кремлевского миража нефтяного благополучия. Как и гоголевский
Хлестаков, наш Путин, угодник толпы, воодушевляясь имиджем собственного
величия, очаровал всех и заставил их поверить в то, что его страна -
страна реального величия, а не балаган под управлением КГБ. Путин
запросто обедает с лидерами 'большой восьмерки', как будто он - такой
же демократ, как они. Гоголевский самозванец так же, помнится, в
краткий миг своего могущества обедал с правящей элитой уездного города
N.
Россия - действительно великая страна, особенно велика
ее способность оправдывать то, что пишут о ней ее великие литераторы.
Ведь литература требует как раз воображения и вдохновения - того, в чем
России и вправду нет равных.
Сегодня русские живут отнюдь не только героями,
рожденными воображением Гоголя. Их по-прежнему не отпускают два великих
вопроса, заданных двумя другими великими писателями девятнадцатого
века, Александром Герценом и Николаем Чернышевским: 'Кто виноват?' и
'Что делать?'.
Эти вопросы - самая важная часть пропагандистской
кампании Кремля под названием 'Россия - великая страна'. Кто виноват в
путинской России? Запад. Вместе с ним виноваты те, кто сомневается в
величии России; те, кто обвиняет Путина в уничтожении политической
оппозиции, например движения бывшего чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова
'Другая Россия'; те, кому не нравится, что Путин экспроприирует
огромную российскую отрасль энергоносителей и делит ее между своими
подельниками; те, кто обличает Кремль в попытках уничтожить свободу
прессы.
'Мы возьмем от Запада, что нам нужно, - думают такие
люди, - однако мы не позволим, чтобы они навязывали нам свои ценности'.
Иными словами, 'телефоны Nokia
мы возьмем, а гей-парады в центре Москвы - раздавим'. Когда я слышу
такое, мне хочется кричать: 'Но ведь сотовые телефоны неотделимы от
уличных маршей! И то, и то - неотъемлемая часть свободы думать,
общаться и действовать!'
А как же отвечают в путинской России на вопрос, что
делать? Очень просто - в новостях, развлекательных программах, на
уличных плакатах и даже в детских мультфильмах постоянно напоминать
всем и каждому, что Россия - великая страна. В метро из динамиков
льются стихи о величии России. На плакатах - призывы усилить армию.
Снова в моду входит форма. На улицы выходят колонны
патриотических молодежных организаций вроде 'Наших', наследников
советских Pioneers. Наша экономика велика. Наш 'Газпром'
велик. Наша армия велика. Наш Путин велик. Империя остается в наших
руках. Русским нравится верить в то, что они больше не живут в стране,
побежденной Западом. Верно. Они живут в нефтегазовой стране Путинии.
Недавно у меня была частная беседа с одним кремлевским функционером. Он сравнил Путина с царем Александром Вторым,
отменившим крепостное право. Я решила продолжить тему и сказала, что
царь Владимир освободил Россию от неудобств свободы. Чиновник не полез
за словом в карман.
- Путин - продолжатель русской традиции, - сказал он.
- Пионеры и 'Наши', царская охранка, советский КГБ и наша ФСБ - все это
века русской славы.
Мы действительно должны гордиться классиками русской
литературы - их слова оказались пророческими. Но разве русские не могут
вырвать свою страну из мира мифов и обмана и начать жить
по-современному, а не по-как-бы-великому?
Понятно, что у современного образа жизни есть и
двойственные, страшные стороны - и Набоков это показал в образе
сексуального хищника Гумберта Гумберта в своей 'Лолите'. Но, с другой
стороны, свобода мысли и дела дает людям свободу процветать - как
показывает тот же Набоков в таких мужественных образах, как Пнин,
воображаемый русский эмигрант, вынужденный разбираться в политике
американской университетской жизни. У Пнина, как и у его реальных
соотечественников, есть свобода принять для себя Запад и при этом
остаться русским - не сделать шаг назад.
Нина Хрущева -
преподаватель международных отношений в университете The New School в
Нью-Йорке, автор книги 'Воображая Набокова: Россия между искусством и
политикой' ("Imagining Nabokov: Russia Between Art and Politics").
Источник: http://www.inosmi.ru/stories/06/02/13/3476/235995.html |
Категория: Иностранная пресса | Добавил: sibjourn (2007-Авг-17)
| Автор: Нина Хрущева
|
Просмотров: 379
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|